сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

Как развить художественное восприятие произведения искусства, или Психофилософия в искусстве

Аннотация

В книге представлен цикл рефератов интеллектуальных бесед, проведённых автором в литературно-музыкальном клубе «Лира» при Доме Учителя г. Ульяновска (руководитель Елагина Зоя Павловна). По мнению автора, одна из причин падения нравственности в России – отсутствие должного просвещения. К сожалению, просвещение подменено образованием, а это не одно и то же. Автор затрагивает лишь одну сторону просвещения – художественное восприятие произведений искусства. В данной книге приведены творческие задачи, имеющие противоречия, и представлены интересные решения творческих личностей из мира искусства: Гальберга, Турской, Клюева, Сафронова, имеющих прямое отношение к Ульяновску, и Микеланджело, Монферрана, Клодта, Пиэттии, Ле Корбюзье, Кранаха, Шадра, Хетиловой, Телятникова, Нефёдова, Воронихина, Дикого, Скрябина и др. Мир искусства огромен. приведённые примеры раскрывают сущность творчества, раскрывают смысл понятия «мудрость», которое в России часто подменяют изложением афоризмов. Книга может быть полезна всем, кто интересуется проблемами психофилософии в искусстве, кто интересуется мудростью. Автор выражает благодарность своему сыну Юрию за поддержку и печать материала.

Предисловие

«Жить ведь значит всегда порываться вперёд
к высшему совершенству»
Б. Пастернак

С точки зрения художника слово «видеть» оказывается близким по смыслу слову «понимать».

Я понять тебя хочу.
Смысла я в тебе ищу.
(А. С. Пушкин)

«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который и создаёт их, тоже не понимаю. Факт, что я в тот же момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла. Напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа» (Сальвадор Дали, 1904–1989, испанский художник).

В России другой взгляд.

«Наша литература и искусство – точно двое близнецов неразлучных. То же самое настроение и мысли, что у них, то же самое чувство и глубокая национальность, та самая потребность схватить и выразить тип и характер, те самые виды и сцены лежат в основе», – писал критик Стасов.

Россиянин стремиться понять искусство, понять идею произведения. «Без идеи нет искусства» (Крамской). Искусство отражает передовые идеи своего времени и идёт за литературой.

Перестройка Горбачёва, реформы Ельцина, деятельность демократов не дали образцов высокой духовности. Не имеет смысла ставить памятники торговцу, предпринимателю, бизнесмену, менеджеру, поскольку хапальщики озабочены получением прибыли за счёт других. Нужно вернуться к истинной духовности, куда хапальщики не могут добраться, обновить идеологию. Идеология – это синтез слов «идея» и «логика», смыслов, извлечённых из фактов. Человек развивает мышцы рук, ног путём упражнений. Но никто не задумывается над тем, что надо уметь генерировать идеи плодотворные, развивающие жизнь, что надо развивать логическое мышление, что надо учить художественному восприятию произведений искусства, как учат музыке, живописи. Способность к художественному восприятию произведений искусства не наследуется, а приобретается. Мышление – это творчество. Сегодня никто не просвещает искусству восприятия, пониманию внутреннего мира творческой личности, способности видеть художественные открытия и изобретательские решения. Произведение искусства рассчитано взаимодействие со средой, на её преобразование, воздействует на мировоззрение. Каждый находит в произведении искусства что-то важное для себя, чтобы жить.

Ч. Дарвин считал, что его неспособность восторгаться поэзией, живописью, музыкой в зрелом возрасте определила утрату известной доли счастья и вредно отразилась на умственных способностях и нравственном характере. Игнорируя искусство, невозможно достигнуть гармонии. Авторы произведений искусства не раскрывают свои «козыри», не раскрывают познанные законы. Недостаток просвещения вовлёк многих людей в состояние бездуховности. Налицо падение нравственности, невежества, низкий уровень культуры. Общение с искусством – это прежде всего новое общение с самим собой. Культура в переводе с латыни означает «взращивание». Нужно взрастить нового человека с правильным мышлением, живущего по закону универсального человечества, развивающего жизнь на Земле.

Чтобы понять эстетическое достоинство произведения искусства, надо раскрыть механизм разрешения творческих задач, имеющих противоречия.

ЦЕЛЬ КНИГИ: раскрыть механизм разрешения противоречий в искусстве, ознакомить читателей с рядом интересных художественных решений творческих личностей, раскрыть один из приёмов восприятия оригинального, призвать уйти от любомудрия, оторванного от жизни, к мудрости.

Искусство имеет прямой выход на мировоззрение и затрагивает сферу регуляции деятельности людей.

Автор надеется, что его книга поможет читателю обрести художественное восприятие и прозреть.

«Настало время, когда людям необходимо давать новые знания о Боге, о Вселенной, о предназначении человека в этом мире» (В. Д. Плыкин, д. т. н., академик международной академии информатизации при ООН).

Новые знания человек должен добывать сам на основе «сшибки» противоречий, а не довольствоваться информацией, получаемой из «информационного крана». Только так можно приблизиться к истине, обновить психику (сознание), войти в новый духовный мир (духовное поле), осознать своё предназначение на Земле.

Надеюсь, что буду услышан теми, кто хочет видеть Россию прогрессивной страной.

Мудрость

Я должен всё уразуметь
Всё распознать и всё разведать,
Зачем нам мёд, зачем нам медь,
Где пораженье, где победа.

Не подгоняет смерти плеть,
Не любопытство мучит деда.
Необходимо мне успеть
Потомкам опыт свой поведать.

Ведь умудрили тех, кто стар,
Трёх войн губительный пожар,
Трёх революций дерзновенье.

Мы мёртвой и живой воды
Испили в годах молодых,
Чтоб знать, которая вкуснее.

Сергей Городецкий, 1962

Истина

Разум, мудрость, премудрость
Полёт к свету, свет – это
Все проявления форм энергии,
Образующих системный энергетический круг Вселенной.

Не каждому дано сесть в Колесницу,
Управлять ходом формопревращения,
Но это нужно сделать
Чтобы человечество эффективно шло
К общему мироизменению ради жизни самой

Разум высветляет в системе
Взаимоконфликтующие пары,
Символизирующие борьбу добра и зла

Мудрость высветляет в цвете
Шаги к их объединению
Указывает направление их изменения

Премудрость высветляет новый путь
До сих пор невидимый человеком

Синтезировать форму, цвет и движение
Может только новый человек,
Изменивший своё мировоззрение
Владеющий механизмом обеспечения
Равноценности двухстороннего мышления
Художественно воспринимающий
Недостроенные ансамбли
Прошлых поколений

Я должен всё объединить
Успеть потомкам истину поведать.
Чтобы в корне изменить
Сложившуюся систему просвещения
Израиль Финкель, 2005


 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

Обучение английскому на мальте - курсы на мальте.